Как работает автоматика для откатных ворот?

как работает автоматика для откатных ворот

Под автоматикой для откатных ворот подразумевается не просто электропривод, а целая система устройств, обеспечивающих перемещение ворот по команде с устройства управления, а в идеале еще и гарантирующая безопасность транспорту и пешеходам.

Что для чего служит?

Разберемся, что потребуется для автоматизации в обязательном порядке

Привод с блоком управления (встроенным как правило)

Привод – это движущая сила системы. Мощности и прочности должно хватать для работы с данными конкретными воротами. Крутящий момент двигателя благодаря редуктору (желательно червячному) в конечном итоге трансформируется во вращение внешней шестерни, выступающей за пределы корпуса.

Блок управления

Блок управления – «мозг», в котором заложена логика работы и необходимые индивидуальные настройки. Именно он контролирует действия всех составляющих и определяет возможности системы. В большинстве случаев оснащен встроенным приемником для получения сигналов от радиопультов.

Концевые выключатели

Вместе с приводом по умолчанию идут концевые выключатели (желательно магнитные), монтажное основание, крепежные элементы и ключи разблокировки.

Пульт управления

Устройство для подачи команд (пульты ДУ по умолчанию, но есть и другие варианты)
Команды на открывание/ закрывание ворот можно подать пультом, стационарной кнопкой, мобильным телефоном при наличии GSM-модуля, а также некоторыми другими устройствами, совместимыми с выбранной моделью (кодовые клавиатуры, считыватели магнитных ключей и т.д.)

Зубчатая рейка (на 1 м больше ширины проезда)

Зубчатая рейка крепится на саму створку (к раме) и сцепляется зубьями с внешней шестерней привода, тогда вращение звездочки будет передвигать эту рейку, а вместе с ней и ворота. Без данного звена система будет неработоспособной.

Остальные доступные устройства, совместимые с моделью, будут дополнительными аксессуарами.

При этом настоятельно рекомендуется приобретать оборудование для обеспечения безопасности:

сигнальная лампа – пассивная защита, миганием предупреждает о движении ворот;

фотоэлементы – активная защита, парные датчики при закрывании сканируют проезд инфракрасным лучом, а при его прерывании ход ворот реверсируется, чтобы избежать столкновения с возникшей на пути преградой

Принцип работы автоматики

Познакомимся немного подробнее с типичной логикой работы.

К примеру, стандартная программа системы с устройствами безопасности будет действовать так:

  • Получена команда на открывание.
  • Включено предварительное мигание сигнальной лампы.
  • Включен двигатель (створка движется).
  • Получен сигнал концевого выключателя
  • Двигатель отключен.
  • Получен сигнал на закрывание.
  • Включено мигание сигнальной лампы и сканирование проезда фотоэлементами безопасности.
  • Включен двигатель.
  • Получен сигнал второго концевого выключателя.
  • Привод остановлен.

При этом если сработают фотоэлементы – будет включен реверс, чтобы никого не зажало или не ударило створкой. При отсутствии концевика (собака сгрызла – такое бывает) – мотор остановится по истечению заданного времени работы (если это предусмотрено и корректно настроено). Остановку может спровоцировать и превышение некоторого порогового усилия, если створка упрется во что-то – защита от сгорания мотора. При установке режима автозакрывания система не будет ждать второго сигнала, а включит таймер после открытия и закроет ворота сама по времени.

Стоит заметить, что пульты далеко не всегда приходят уже прописанными, а если дополнительные приобретаются позже, то тем более они изначально «не знакомы» блоку управления. Чаще всего коды вносятся в память приемника с помощью нажатия специальной кнопки на электронной плате и нужной кнопки пульта. Некоторые модели допускают перезапись управляющего сигнала с одного пульта на другой. Обычно такая информация указана в инструкциях к автоматике.

Подбор автоматики

Техника будет работать надежно и долго, если подобрана правильно. Вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.


Прежде всего, привод просто обязан соответствовать предстоящим нагрузкам: габариты створки не превышают допустимых для модели, учтен вес створки и дополнительных догрузок снегом/ льдом/ ветром, мощность взята с запасом – не из последних сил перемещать ворота будет.

Техника, рассчитанная на частое открывание, выполняется более износостойкой, нередко с принудительным охлаждением, но и обходятся промышленные и полупромышленные варианты дороже, что не выгодно для частного дома. Бытовые же модели нельзя гонять слишком часто, так что ставить на въезды стоянок, дворов многоквартирных домов их недопустимо.

Для нашего климата и любви к крупным воротам стоит приобретать технику с мощным мотором, металлическим редуктором без пластика и с магнитными, а не механическими концевыми выключателями. Тогда можно ожидать от нее корректной работы и долгой службы.

Related posts

Leave a Comment